пятница, 3 мая 2013 г.

На уроках языка надо меньше думать о грамматике (с)

Встретила в сети интервью профессора МГУ И. Милославского о языке и его изучении в школе.
Согласна практически с каждым словом: детей бесцельно насилуют правилами, вместо того, чтобы учить с языком работать; диктанты дают очень мало в плане овладения языком; преподавание родного языка действительно ближе к преподаванию иностранных языков, нежели к преподаванию литературы родной страны.
Еще мне понравилось о врожденной грамотности:
Игорь Милославский: Не существует врожденной грамотности. Я думаю, ни один человек не будет в состоянии держать инструмент для писания в руках, если его этому не научили. Поэтому это не что иное, как рекламный трюк, рассчитанный на доверчивых людей. Но что существует? Существует, как мне кажется, и я знаю, что психологи тоже такого мнения придерживаются, хорошая зрительная память. И когда вы пишете, вы видите: «винигрет» выглядит как-то не так, как вы привыкли. Когда речь идет о правописании окончаний, зрительная память тоже иногда может помочь. А вот с одним и двумя «н» в причастиях и прилагательных не поможет.
Реплика из зала: Приобретенная грамотность обусловливается склонностью ребенка к чтению в раннем возрасте. Чем больше ребенок читает, тем больше он «фотографирует» текст.
Игорь Милославский: Абсолютно с вами согласен. Вопрос только в том, что у разных детей разная способность к тому, что вы точно назвали словом «фотографировать». Один фотографирует, запоминает, и потом это знание как-то корректирует его правописание, но это не врожденная грамотность. Это влияние чтения, причем не пропагандируемого сейчас скорочтения, а внимательного, вдумчивого чтения.
Дело в том, что лично знакома с несколькими людьми, которые очень много читают и при этом парадоксально неграмотно пишут. Последний абзац для меня - как раз об этом.
Все интервью ЗДЕСЬ. Думаю, оно будет интересно даже не только таким языкоповернутым как я, хотя некоторые моменты там именно "на любителя" :).

6 коммент.:

Vovash комментирует...

У людей, "которые очень много читают и при этом парадоксально неграмотно пишут" обычно присутствует дислекция, которую обычными средствами обучения не искоренить.

NEL комментирует...

Тогда там скорее дисграфия, т.к. дислектикам по определению сложно читать, а эти читают запоями (зачитами? :)))). А вообще дислексией и дисграфией сейчас у нас, увы, многие любят оправдывать свое / детей нежелание читать и учиться вообще (а тут еще такие слова вумные)))). У вас там такой моды нет?

Vovash комментирует...

Не совсем, дислектики путают местами буквы и цифры. В СССР людей с нарушениями обучаемости обвиняли либо в тупости, либо в лени. Левшей переучивали и т.д. На Западе с этим не борятся, а помогают тем, кто получил эти "подарки" с рождением. Видеть в этом проблему или оправдание - вопрос подхода.

NEL комментирует...

Может и так... Переучивание левшей - дикость, безусловно. И, возможно, отстающие ученики в наших классах и были дислектиками. Однако, по-моему, настоящие дислектики/дисграфики встречаются ненамного чаще тех же левшей, а вот уровень общей грамотности со времен СССР увы, не вырос(((.

Vovash комментирует...

Далеко не все отстающие ученики имеют нарушения обучаемости. Таких действительно меньшинство. Низкий уровень грамотности можно объяснить лишь крахом двух основных систем воспитания - семейной и формальной.
Кстати, я не уверен, что правильно ожидать роста этого уровня по сравнению с СССР. По-моему, он был там достаточно высоким и его снижение вполне логично. Вопрос: насколько?

NEL комментирует...

Вопрос в самую точку. И в контексте уровня, и в смысле на сколько еще времени...

Отправить комментарий